Перепиши это связным текстом литературного обзора:
Литературный обзор по теме категориального научения нейротипичных людей и людей с РАС
1. Статья: Church BA, Rice CL, Dovgopoly A, Lopata CJ, Thomeer ML, Nelson A, Mercado E 3rd. Learning, plasticity, and atypical generalization in children with autism. Psychon Bull Rev. 2015
https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/25561418/
Описание:
В исследовании экспериментально подтверждается гипотеза о том, что дети с РАС, которые демонстрируют нетипичное обобщение в задачах категоризации восприятия, получат больше пользы от обучения с одним прототипическим членом категории, чем от обучения с несколькими примерами. В свою очередь дети с РАС, которые обобщают также, как нейротипичные сверстники, показывают сравнительно низкий результат.
Предполагается, что дефицит пластичности вполне может лежать в основе трудностей, связанных с тем, что некоторые дети с РАС обладают обобщающими навыками, и эти дефициты не специфичны для приобретения социальных навыков, а скорее отражают более общий дефицит перцептивного обучения, который может повлиять на многие способности.
Методы:
43 ребенка с РАС от 7 до 12 лет.
Использовался the random-dot-pattern classification task used Posner shapes (рисунок ниже)
Фигуры Познера создаются путем выбора случайного рисунка из 9 точек и соединения точек линиями в том порядке, в котором они выбраны. Результирующие формы обладают всеми отношениями подобия случайных точечных узоров, но более привлекательны визуально.
Каждое испытание состояло из одной фигуры, представленной в середине экрана компьютера на черном фоне, и двух значков, представленных вверху слева и справа. Значок, представленный слева, представлял собой красный круг с линией, проходящей через него. Значок, представленный справа, был либо изображением замка (с набором стимулов A), либо пещеры (с набором стимулов B). Участники ответили, нажав кнопку с пометкой N слева (исключение из категории) или Y справа (одобрение категории).
Дети получили легенду о том, что фигуры были призраками, и каждый раз их задачей было выслеживать призраков определенного типа. Им прямо сказали, что для каждой охоты призраки были разных видов (например, призраки замков и пещерные призраки), и любой тип призрака мог быть любого цвета; поэтому они не должны принимать никаких решений, основанных на цвете.
2. Статья: Gastgeb, H. Z., Dundas, E. M., Minshew, N. J., & Strauss, M. S. (2012). Category formation in autism: Can individuals with autism form categories and prototypes of dot patterns? Journal of Autism and Developmental Disorders
https://link.springer.com/article/10.1007/s10803-011-1411-x
Описание:
В текущем исследовании изучалось формирование прототипов и категорий с помощью точечных паттернов у высокофункциональных взрослых с аутизмом и соответствующих контрольных групп. Было обнаружено, что люди с аутизмом испытывают трудности с формированием прототипов и категорий точечных паттернов. Данные отслеживания глаз не выявили каких-либо различий между группами во внимании к точечным узорам. Однако взаимосвязь между производительностью и интеллектом в группе с аутизмом предполагает возможные различия в обработке данных между группами. Результаты согласуются с предыдущими исследованиями, которые выявили недостатки в формировании прототипов и распространили эти недостатки на точечные шаблоны.
Методы:
20 мужчин с высокофункциональным аутизмом и 19 нейротипичных
Использовался the random-dot-pattern classification task used Posner shapes
Процедура была идентична той, что использовалась Кери и др. (2001). Во время ознакомительных испытаний участникам было представлено 40 изображений прототипа с высокими искажениями. Эти стимулы были представлены в случайном порядке и находились на экране в течение пяти секунд с межстимульным интервалом в одну секунду, в котором был представлен полосатый градиент в оттенках серого, чтобы уменьшить количество остаточного изображения, которое было создано ранее увиденным точечным стимулом. После ознакомительной фазы был пятиминутный перерыв, во время которого участникам разрешалось вставать и передвигаться, но в остальном они не занимались никакими другими заданиями. После этого периода задержки участникам был выдан блокнот для ответов с двумя кнопками с надписями “да” и “нет”. Участникам сказали, что они увидят больше точечных узоров, и им нужно было решить, относятся ли эти точечные узоры к ранее просмотренной категории или нет, нажав “да” для членов категории и “нет” для членов, не относящихся к категории.
В течение всей процедуры движения глаз и реакции участников записывались студией Tobii.
3. Статья: Gastgeb HZ, Strauss MS, Minshew NJ. Do individuals with autism process categories differently? The effect of typicality and development. Child Dev. 2006
https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/17107456/
Описание:
В этом исследовании изучалось влияние типичности образца на время реакции и точность категоризации. Высокофункциональные дети (9-12 лет), подростки (13-16 лет) и взрослые с аутизмом (17-48 лет) и соответствующие контрольные группы были протестированы в рамках процедуры проверки категории. Все группы показали улучшенную обработку на протяжении всего срока службы для типичных и несколько типичных образцов категории. Однако люди с аутизмом реагировали медленнее, чем соответствующие контрольные группы, на нетипичные образцы во всех возрастах. Результаты обсуждаются с точки зрения потенциальных различий в типе обработки, которая может потребоваться для категоризации типичных и нетипичных образцов категории. Также проводятся параллели с результатами предыдущих исследований по обработке лиц у людей с аутизмом.
4. Статья: Hauschild KM, Pomales-Ramos A, Strauss MS. Object label and category knowledge among toddlers at risk for autism spectrum disorder: An application of the visual array task. Infant Behav Dev. 2022
https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/35338994/
Описание:
Гипотеза исследования гласит, что лица, у которых диагностировано расстройство аутистического спектра (РАС), демонстрируют нетипичное развитие восприимчивого языка и знания категорий объектов. Тем не менее, мало что известно о формирующейся взаимосвязи между этими двумя компетенциями в этой популяции. В настоящем исследовании использовалась парадигма, основанная на взгляде, задача визуального массива (VAT), для изучения взаимосвязи между меткой объекта и знанием категории объекта в выборке детей младшего возраста с повышенным генетическим риском развития РАС.
Результаты показали, что VAT является одновременно чувствительным показателем восприимчивого словарного запаса, а также способен отражать прирост знаний о категориях для детей младшего возраста с генетическим риском развития РАС. Следовательно, вероятно, имеет смысл учитывать различия в знании категорий при концептуализации дефицита восприимчивого языка. Во время изучения языка обычно развивающиеся дети чувствительны к общим чертам членов категории и используют эту информацию для обобщения известных обозначений объектов на вновь встречающиеся экземпляры. Неспособность идентифицировать сходства между членами категории и/или использовать эту информацию при изучении новых референтов объектов в возрасте 17 месяцев может быть потенциальным механизмом, лежащим в основе задержек.