Статья Мошенники научились подтверждать личность в банке через видеосвязь

Журналист

Журналист
Статус
offline
Регистрация
28.09.2022
Сообщения
894
Репутация
894
Наступил 2024 год. Год технологий и новых мошеннических схем!

25 января

Все началось в четверг, когда мне не удалось войти в личный кабинет Тинькофф Банка. Заподозрив неладное, я тут же обратился в службу поддержки. Сотрудник проверил информацию и сообщил, что возникла проблема с мобильным приложением. Затем пообещал, что со мной свяжутся на следующий день. Однако звонка так и не поступило. На тот момент я редко пользовался услугами банка, поэтому благополучно забыл об инциденте.

c907cc2e1272a20f29d5cdb85f215b48.png

29 января

В понедельник вспомнил о проблеме и вновь попытался войти в приложение — безуспешно… Тут же узнал о веб-версии Тинькофф, через которую мне наконец удалось попасть в личный кабинет. Однако там, где раньше отображались карты, пустовала надпись: «У вас еще нет продуктов»… Я впал в ступор. Подумал, может веб-версия приложения тоже тормозит? Ведь представитель банка ещё при первом обращении на вопрос: «Меня случайно не взломали?» утвердительно ответил «Нет».

Неприятное подозрение закралось снова, и тогда я написал в поддержку через веб-приложение. Там мне сообщили, что информация по счету могла не успеть обновиться. Тут я уже не выдержал и позвонил на горячую линию. Выяснилось, что в базе существуют 2 записи обо мне, и чтобы карты отобразились, их нужно объединить.

Тогда меня попросили пройти подтверждение личности по видеосвязи. И пока я проходил, узнал много интересного. Оказалось, что к личному кабинету был привязан неизвестный номер.

Владелец карты СберБанка по этому же номеру Швецов. Однофамилец. Его фамилию мне сообщили в полиции, однако я сомневаюсь, что он в курсе этой истории.

Владелец карты СберБанка по этому же номеру Швецов. Однофамилец. Его фамилию мне сообщили в полиции, однако я сомневаюсь, что он в курсе этой истории.
Неизвестными были так же почта, адрес и кодовое слово. База отображала 2 учетных записи, в одной из которых была допущена ошибка в паспортных данных. В этот же день я узнал, что одна из карт была заблокирована при попытке перевода на сумму 50 тысяч рублей. В течение дня я выяснял с поддержкой, что произошло… Дело шло к ночи. Вместе с сотрудницей банка обновил все данные и принял меры предосторожности. В конце мне пообещали, что скоро доступ восстановят, поэтому окончательно успокоившись, я отключился.

Однако кошмар только начинался…

30 января

Так и не получив доступа в мобильное приложение, я снова позвонил в банк. Очередной оператор сообщил, что операций было пять, в том числе с кредитной карты ― на сумму 68 тысяч рублей. И случилось это еще 22 января, после чего мошенник перебрал с аппетитом и операции начали блокировать.

Далее активность вредителей перешла на новый уровень. Мне позвонил представитель Тинькофф Бизнес, который собирался встретиться для подписания бумаг на открытие счета. Естественно, ничего я открывать не планировал, о чем сразу же сообщил.

244902fde819ec06e273b571eaeaa451.png

В этот же день сотрудники Тинькофф предложили заблокировать и перевыпустить все карты. По итогу их чуть не отправили в Челябинск… в комплекте с двумя сим-картами, которые я даже не оформлял. Притом, что прошлой ночью сотрудница банка получила подтверждение моего московского адреса.

В итоге я составил заявление, с которым обратился в полицию. Изучив поступавшие на телефон СМС, мы выяснили причину взлома. Оказывается, еще 18 января Тинькофф Банк назначил видеозвонок, который похоже прошел «успешно». А уже 21 января мошенник изменил номер телефона, после чего получил полный доступ к личному кабинету.

b452c4d0fb7bcb0e9d1d00cd0c27aaa1.png

И я мог обнаружить это сразу, если бы не отключил iMessage. Рекламщики уже давно превратили телефон в спам-помойку и критически важная информация рассеялась в море сообщений. В какой-то момент я устал с этим бороться и отключил уведомления.
Тут хотел бы обратиться к нашему Правительству с просьбой призвать к ответственности спамеров и запретить им засорять канал СМС-оповещений. Либо сделать так, чтобы важная информация приходила через другие каналы или чаты, где нет ничего лишнего.​
Позже я обнаружил, что мошенник вёл длительную переписку в моем личном кабинете и добивался разблокировки карт.

69f9c47af50722ac4e93ffae4955f760.png
caa49ba95872ba823ccdfd569fc80597.png

31 января

В течение дня я сопоставил информацию и выстроил вероятную цепочку событий:
  • Мошенник позвонил с неизвестного номера, сообщив, что старый ему не принадлежит и телефон срочно нужно заменить.​
  • Тинькофф Банк потребовал подтвердить личность через видеосвязь, после чего ссылка на конференцию пришла на мой номер и номер злоумышленника.​
  • Мошенник подтвердил личность через видеосвязь в другом городе, используя технологии deepfake.​
  • Получив доступ к личному кабинету, он изменил все данные: номер телефона, пароли, почту, адреса и паспортные данные.​
  • Затем заказал сим-карты в другой город, попытался открыть бизнес-счет и кредит. И вывел со счета 68 тысяч рублей.​
  • Далее мошенник заставил Тинькофф Банк усомниться в моей идентичности, что дало ему немного форы. Пришлось экстренно возвращать себе номер телефона и другие данные его же методами ― через видеоконференцию.​
Вроде бы разобрались. Однако градус безумия не планировал сбавлять обороты.

Получив восстановленные карты, я проверил доступ в мобильное приложение и увидел, что банк закрыл заявку. Тут же написал в техподдержку с закономерным вопросом: «С какой стати?». Получил размытый ответ о том, что операция по переводу средств и стала поводом для закрытия обращения. Я оторопел. Какой перевод?! Как выяснилось, перевод тех злополучных 68 тысяч рублей, которые ранее украли мошенники. Вы что-нибудь поняли? Я вот тоже не очень.

В недоумении снова написал в поддержку и описал ситуацию, как есть, приложив скриншоты из СМС. Банк снова открыл заявку.

1 февраля

Утром пришло сообщение о том, что номер изменён. Очередная попытка войти в личный кабинет не увенчалась успехом. Повторно позвонил в Тинькофф Банк за пояснениями. Меня попросили пройти верификацию по видеоконференции и восстановили доступ. Второй раз за три дня.

Зашел в приложение… и увидел, что с новой кредитной карты списали ещё 140 тысяч рублей. То есть, суммарно мою кредитку опустошили уже на 200 тысяч!

e1b375398d82d76f3e423eb37e3f9e3d.png

Шок сменился неверием – мошенник тем же методом обманул службу безопасности Тинькофф банка дважды. Через один личный кабинет. Не хочу шутить про грабли, но в тот момент напрашивалось…

Внезапно переписка с поддержкой исчезла и заменилась на чат с мошенником, который пытался разводить службу безопасности с февраля прошлого года!

fd3a725d89cf134ab9cd699fb496a480.png
7ff8d5103db766c27373078d520d1961.png

Подводя итоги:​

В этой ситуации меня интересует пять вопросов:
  • Как злоумышленнику удалось дважды обмануть сотрудников Тинькофф банка одним способом?​
  • Почему они не усомнились в его действиях, когда он несколько раз изменял паспортные данные?​
  • Почему у меня появилась переписка из неавторизованного чата, которая не отображалась ранее?​
  • Неужели дипфейк оказался настолько удачным, что у них даже не закралось подозрений?​
  • Разве в век технологий не стоит быть внимательнее и совершенствовать подобные проверки?​
Сегодня в открытом доступе есть программы( необходимо зайти на канал из подписи внизу), которые имитируют лицо и мимику по фото и видео из соцсетей. Даже могут заставить вашу цифровую копию отвечать на вопросы.

Программа, которая может качественно имитировать любое лицо в режиме прямой трансляции

Программа, которая может качественно имитировать любое лицо в режиме прямой трансляции
Так же доступен софт, который синтезирует ваш голос, используя за основу аудио из запрещенных в России Instagram, Whats App и Telegram.

Вчера воспользовались моим лицом, а завтра воспользуются вашим. Службы безопасности должны развиваться эффективнее мошенников, а пользователи интернета знать, что подобное возможно!

Понимая принцип работы, дам пару советов, как разобраться, где человек, а где цифровой двойник:
  • Попросите собеседника сильно помотать головой;​
  • Предложите помахать руками перед лицом.​
Пока технология не совершенна будут возникать помехи. Вы сразу заметите, что картинка искажается или вовсе пропадает. Возможно, на миг вам даже удастся увидеть настоящее лицо злоумышленника.

Надеюсь, моя история подойдёт к справедливому финалу, а пример станет показательным. Желаю сотрудникам Тинькофф банка усовершенствовать систему безопасности и не допускать ничего подобного. Будьте бдительны и осторожны. К сожалению, мошенники учатся на ошибках так же быстро, как и мы.​
 
Последнее редактирование:

PingAdmin

Новичок
Статус
offline
Регистрация
04.02.2024
Сообщения
3
Репутация
0
Спасибо, достаточно интересная и информативная статья. Уведомлен - значит вооружен ✊